ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич

ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич
(1(13).03.1895, Петербург -5.08.1979. Париж)
   критик, историк искусства, публицист, культуролог. Окончил (1916) историко-филологический ф-т Петербургского ун-та. В 1918–1920 гг. проф. Пермского ун-та, в 1920–1924 гг. - преподаватель истории искусств в Петрограде. Эмигрировал в 1924 г. С 1925 г. - преподаватель, 1932–1952 гг. - проф. христианского искусства в Богословском ин-те в Париже. В 30-е гг. интересовался экуменизмом. Пришел к церкви под влиянием Булгакова. Печатался в журн. "Числа", "Круг", "Встречи", "Новый град", "Современные записки", газ. "Возрождение" и др.; вместе с Мочульским В. сотрудничал в отделе критики журн. "Звено". С 1929 г. В. - активный участник рус. фр. литературного об-ва, в к-рое наряду с фр. писателями входили философы католической ориентации: Г. Марсель, Ж. Маритен и др. В 30-е гг. сблизился с участниками издаваемого И. И. Бунаковым-Фондаминским альманаха "Круг" (Степун, Г. В. Иванов, В. В. Набоков, мать Мария и др.), стал отчасти разделять взгляды христиан-западников. После 2-й мировой войны печатался в "Новом журнале", "Новом русском слове", "Мостах", "Вестнике РСХД", в 50-е гг. в публицистике В. наметились славянофильские симпатии. Характеризуя творчество В. в целом. Полторацкий считал возможным отнести его к категории "любомудров" в "старой" эмиграции (Л. А. Зандер, Д. И. Чижевский, Арсеньев, Левицкий, В. Н. Ильин). В. тонко разбирался в литературе и искусстве Запада. По мнению Г. II. Струве, В. явился самым ценным приобретением зарубежной литературной критики после 1925 г. Для В. рус. начало связано с Петербургом и его всемирно-историческим смыслом: петербургская Россия завершила единство Европы, подвела итог развитию Запада из одного "южного" корня. Следствием этого стало рождение в России гибкого литературного языка и стихосложения, а также появление Г. Р. Державина - первого рус. поэта общеевропейского масштаба. Чем больше Россия знакомилась с Западом, рассуждает В. в кн. "Задачи России" (Нью-Йорк, 1956), тем она становилась самобытнее, проявляя заложенный еще в ее византийско-киевско-московский фундамент смысл. Корень рус. своеобразия - гуманизм, суть к-рого в литературе раскрыт Пушкиным и Достоевский и основан на милосердии, вытекающем из христианского чувства греха, из духовного понимания красоты страдания. В. солидарен с Розановым, что европейский гуманизм под влиянием Ж. Ж. Руссо и протестантизма проникся идеей "лже-сострадательности", основанной на рассудочной утопической мысли о социальном уничтожении страдания, "что может быть преодолено в обращении Запада к еще неосознанному им богатству российской духовности". В свою очередь Россия должна заново осознать себя и Россией и Европой. "Это будет для всех русских, где бы они ни жили, где бы ни умерли они, возвращением на родину" (Безымянная страна. Париж, 1968. С. 29). Главная тема творчества В. - судьбы христианского искусства. Лучшее из написанного им в этом жанре - исследование "Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества" (Париж, 1937). Всякое искусство, считает В., обусловлено верой в бытие творимого. "Живые лица" в высоком искусстве - это не "типы", "собирательные гомункулы", не "техника", а постепенное проявление иррационально явившегося художнику образа. Замена "лица" на "тип" в культуре XIX–XX вв. превращает роман в социологический трактат, отвлеченность метода к-рого делает его лишенным чувства жизни. Как только онтологическая очевидность искусства ослабевает, человек начинает изображаться "не таким, как он есть, а лишь таким, как он является рассказчику". Стремление к "чистому искусству" отрицает органическую целостность художественного произв., внимание художника направлено не на результат, а на самый состав творческого акта, что является знаком гордого безразличия к миру и нарциссического "идолопоклонства". Происходит подавление творчества личностью художника, что рождает самоубийственное чувство покинутости в "чуждом" для автора и "косном" мире. Отстаиванию "звукосмысла" и полемике с тезисом структурализма о том, что искусство не только не дает информацию о фактах, но и не имеет отношения к смыслу, посвящена кн. "Эмбриология поэзии" (Париж, 1980).
   С о ч.: Три предсмертья: Стендаль, Гейне, Бодлер // Новый журнал. Нью-Йорк, 1952. № 28; Вечерний день. Нью-Йорк, 1952; Les icones byzantines et Hisses. Milan, 1962; Зимнее солнце: Из ранних воспоминаний. Вашингтон, 1976; Критические заметки: Об истолковании стихотворений, по преимуществу касающиеся трудов Р. О. Якобсона, Ю. М. Лотмана, К. Ф. Тара-новского // Вопросы литературы. М., 1992. № 1; Россия. Революция. Религия // Рус. литература. 1996. № 1; Умирание искусства. М., 2001.
   Л и т.: Шмелшн А. Памяти В. В. Вейдле // Вестник РСХД. Париж. 1979. № 129; Иваск Ю. В. В. Вейдле // Новый журнал. Нью-Йорк, 1979. № 136; Толмачев В. М. Петербургская эстетика // Вейдле В. В. Умирание искусства. М., 2001.
   В. М. Толмачев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич" в других словарях:

  • ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич — (1895 1979) русский критик, историк искусства, публицист, культуролог. Преподавал историю искусства в Петрограде, с 1924 в эмиграции в Париже, где преподавал до 1952 в основанном С. Н. Булгаковым Православном Богословском институте.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вейдле Владимир Васильевич — (1895 1979), русский литературный и художественный критик, эссеист, поэт. С 1924 в эмиграции (Париж). Статьи об А. А. Блоке, В. Ф. Ходасевиче, Б. Л. Пастернаке, А. А. Ахматовой (сборник «О поэтах и поэзии», 1973), о поэтике стиха (в том числе… …   Энциклопедический словарь

  • Вейдле, Владимир Васильевич — [01(13).05.1895 05.07.1979] литератор, искусствовед, культуролог, поэт и мыслитель рус. эмиграции. Род. в Петербурге, там же окончил ист. филол. ф т ун та (1916), по окончании был оставлен при ун те. Проф. Пермского ун та (1918 1920). В 1921 1924 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вейдле, Владимир Васильевич — Владимир Васильевич Вейдле (1 (13) марта 1895, Петербург 5 августа 1979, Париж) литературовед, культуролог, либеральный мыслитель, историк культуры русской эмиграции, поэт. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • Вейдле Владимир Васильевич — Владимир Васильевич Вейдле (1 марта 1895 5 августа 1979, Париж) литературовед, культуролог, либеральный мыслитель, историк культуры русской эмиграции. В 1912 окончил немецкое реформаторское училище и поступил на историко филологический факультет… …   Википедия

  • Вейдле, Владимир Васильевич — (1895 1979)     литературный критик эмигрант.    (Ланин Б.А. Литературное образование в XIX начале XXI века. М., 2005. С. 53 54)    Ч486.21г(2Р) …   Педагогический терминологический словарь

  • ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич — (1(13). 03.1895, Петербург 5.08.1979, Париж) критик, историк искусства, публицист, культуролог. Окончил (1916) историко филологический ф т Петербургского ун та. В 1918 1920 гг. проф. Пермского ун та, в 1920 1924 гг. преподаватель истории искусств …   Русская философия: словарь

  • Владимир Васильевич Вейдле — (1 марта 1895 5 августа 1979, Париж) литературовед, культуролог, либеральный мыслитель, историк культуры русской эмиграции. В 1912 окончил немецкое реформаторское училище и поступил на историко филологический факультет Петербургского университета …   Википедия

  • ВЕЙДЛЕ —         Владимир Васильевич (1895 1979) философ эстетик и теоретик искусства, наиболее значит, из мыслителей такого профиля в постреволюционной рус. эмиграции. В. посвятил эстетике (наряду с худож. критикой) почти всю свою творч. жизнь,… …   Энциклопедия культурологии

  • Вейдле — Вейдле, Владимир Васильевич Владимир Васильевич Вейдле (1 (13) марта 1895, Петербург 5 августа 1979, Париж) литературовед, культуролог, либеральный мыслитель, историк культуры русской эмиграции. В 1912 окончил немецкое реформаторское училище и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»